Театр Кабуки
Кабуки — традиционная японская драма. Театр Кабуки зародился в XVII в. и прошел длительный путь эволюции, к настоящему времени достигнув степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время.
Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами, которых называют оннагата. Однако если обратиться к истории возникновения театра Кабуки, то основателем этого вида искусства считается женщина по имени Окуни. Примерно на рубеже XVII века Окуни прибыла в Киото и начала исполнять некоторые из ритуальных танцев в высохшем русле реки или на шумных улицах древней столицы. Начав с раскованного неофициального развлечения киотской толпы, Окуни постепенно добавляла в репертуар романтические и светские танцы, исполнявшиеся вначале под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов, в которые надо было ударять пальцами, и других инструментов театра Ноо. Со временем она приобрела популярность во всей столице, и ее появление на маленькой открытой сцене привлекало многочисленных зрителей, жаждущих после долгой эпохи войн эстетических развлечений. Она умело совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в одно гармоничное целое и, таким образом, создала театр Кабуки. В 1603 году Кабуки Окуни окончательно оформился и принял форму театра. В 1626 году, когда группа актрис выступала в пригороде Эдо, театр был настолько переполнен, что возникли крупные беспорядки, и было приказано прекратить представление. Правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин. Театр Онна Кабуки (женский театр Кабуки) был уничтожен. Его место занял возникший еще в начале XVII века Вакасю Кабуки (мужской театр), в котором играли только юноши.
С точки зрения сюжета и характера действующих лиц пьесы Кабуки можно разделить на две категории:
- Историческая драма (дзидай-моно).
Эти пьесы рассказывают об исторических эпизодах или представляют подвиги воинов и вельмож. Многие из них — мрачные трагедии, несколько оживленные краткими комедийными штрихами. Их героям часто приходится приносить величайшие жертвы. Например, в Тюсингура — одном из знаменитых спектаклей Кабуки, сюжет которого заимствован из пьесы театра Бунраку, рассказывается известное всем предание о 47 самураях, потерявших своего господина. После многих лет терпеливого ожидания и интриг эти люди отомстили за вынужденное самопожертвование своего господина, но из-за этого и сами принуждены были покончить жизнь самоубийством;
- Семейная драма (сэва-моно).
В этих пьесах обычно отражена жизнь низших классов общества. В центре внимания — человек из народа. К этой категории можно отнести пьесы Кагоцурубэ (Куртизанка) и Цубосака-Дэра (Чудо в Цубосака). В основе семейной драмы вполне реалистический сюжет. Однако нередко в пьесы такого рода включаются сцены, где действие и инсценировка становятся нереальными, большое значение уделяется таким внешним эффектам, как ораторское искусство актеров и яркие краски, а внутреннее содержание, логическая последовательность сюжета остаются в тени.
В традиционном репертуаре Кабуки — около 300 спектаклей. В настоящее время он пополняется новыми пьесами авторов, не связанных непосредственно с Кабуки.
Борьба Сумо
Японская Повесть временных лет упоминает в качестве первого соревнования по национальной борьбе поединок, состоявшийся в присутствии Императора в 230-м году до нашей эры по европейскому стилю. Номино Сукунэ из провинции Идзумо сокрушил своего противника ударом ноги по ребрам — приемом, который категорически запрещен в современном сумо. Первые исторически достоверные сведения о сумо относятся к середине VII века. Во втором месяце 642 года при дворе Императора состоялся борцовский турнир в честь корейского посла. С тех пор под эгидой Императора ежегодно устраивались соревнования, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ. Первые поединки имели не спортивное, а религиозное значение. Они сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями на религиозную тематику. Техника сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами бокса, а запрещенных приемов практически не было.
Основные правила сумо и система судейства складываются в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Борцам категорически запрещается хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря становится набедренная повязка. В эпохи Камакура и Муромати (1192-1573 гг.), когда Японию раздирают междоусобицы, приемы сумо отрабатываются для воспитания воинов и применения в бою. О тех временах сегодня нам напоминают роскошные одеяния судей (гёдзи). Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новое могущественное сословие ищет новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением становится борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. В эпоху Эдо оформляется нынешняя борцовская иерархия, вводится звание великого чемпиона — йокодзуна. Первым к лику бессмертных причисляется Акаси Сиганосукэ.
В середине XVIII века зарождается традиция ежегодного проведения двух борцовских турниров в Осака и Эдо (Токио).
Нелегкие времена национальная японская борьба пережила в период Реставрации Мэйдзи. В 1868 году произошло открытие изолированной на протяжении тысячелетий от мира страны, и в Японию, вместе с заморскими товарами, проникли новые развлечения. Новая буржуазия объявила сумо пережитком феодализма и начала гонения на ретроградов. Лишившись поддержки меценатов, богатыри вынуждены были зарабатывать на рис занятиями, далекими от своего истинного призвания. Пожарная команда, набранная из 50 сумотори, прославилась на всю Японию.
Спасти национальную борьбу от забвения помогли любовь простого народа и личная поддержка Императора. Турниры вскоре возобновились, и соревнования уже не прерывались даже во время мировых войн. Древняя легенда связывает с сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров. Благодаря его победе японцы получили право осесть на территории нынешнего острова Хонсю.